fbpx

Как копирайтеру общаться с клиентами

Постоянные жалобы на проблемы с заказчиками стали традицией в группах, чатах и на форумах копирайтеров. Наглецы, гады, обманщики, рабовладельцы, сатрапы, сволочи, стервецы и канальи!!! Пожалуй, это самые приличные названия, которые летят в сторону клиентов. Начинающие и не очень райтеры стонут под игом биржевых подлецов — редисок, и не знают, как им выбраться из этого рабства.

Работа копирайтера

Я была админом смены в банке много лет и все самые скандальные и сложные клиенты были «мои». 2 года в копирайтинге, из них 1,5 на бирже меня тоже кое-чему научили. Так что, мне есть с чем сравнивать. Я решила дать несколько полезных советов новичкам (а может быть и не только новичкам) исходя из собственного рабочего и фрилансерского опыта. 

Считается, что копирайтер, который работает на дому застрахован от нервотрепки, придирок и вообще его жизнь похожа на рай. Столкнувшись понимаешь, что это не совсем так. Точнее, совсем не так. Конечно, удаленная работа облегчает восприятие негатива, да и тапок не долетит, если что. Но все же, нервные клетки тратить жалко. О том, как снизить уровень «плохих» клиентов в Вашей жизни, читайте дальше.

Итак, 15 правил общения с заказчиком:

♦ Запомните, раз и навсегда, вы – профессионал. Ваш клиент – ваш партнер по бизнесу (даже заказчик на бирже, даже 5-ти рублевый перекуп). Так и относитесь ко всему. Клиент напрягает правками, достает проверками уникальности или тянет с оплатой – это всего лишь рабочие моменты, которые к вам, как к личности никакого отношения не имеют.

♦  Не хамите! В Сети сейчас хамят все и всем. Вас в открытую посылают непечатным словом? Не уподобляйтесь — будьте умнее! С таким подходом вы всегда будете чувствовать себя человеком, а не быдлом на помойке. Просто прекращайте с хамом любое общение.

♦  Не хватайтесь за первую попавшуюся возможность заработать. Нет, это не значит, что первому обратившемуся надо отказать. Просто не снижайте планку от страха, что вы больше никого не найдете. Устраивают условия — работаем, нет — до свидания!

♦  Работайте только с интересными вам проектами. Не любите писать про дизельные генераторы — не пишите. Пишите про то, что любите. Во-первых, это даст положительный эмоциональный заряд, во-вторых — по любимой теме и знаний больше.

♦  Не пытайтесь быть идеальным. Есть хорошая поговорка «Я не 100 долларов, чтобы всем нравится». Особенно актуально это для творческих профессий. Кому-то Ваш текст не подходит, а кто-то будет в восторге. Не переживайте из-за отрицательных оценок вашей работы. Все относительно. Ищите «своего» клиента.

копирайтер-ангел

♦  Доверяйте интуиции. Правда у новичков она не всегда работает — ее подавляет страх. Наращивайте опыт, а с ним придет и понимание «стоит связываться» или нет. Ошибки — часть вашего опыта, относитесь к ним максимально спокойно.

♦  Старайтесь удовлетворить заказчика. Четкое выполнение ТЗ — ваш профессиональная обязанность. Если уж взялись! Но это не значит, что надо выполнять все несуразные требования, которые он прикажет. Не согласны — обсуждайте. Не бойтесь отказать тому, кто требует невозможного. Например, 101% уникальности. Или пусть платит столько, чтобы невозможное стало возможным. Правда, в последнем случае — это не поможет.

♦  Общайтесь! Это не так страшно, как кажется. Не бойтесь задать вопрос заказчику, даже перекупщику на бирже. Ответ покажет, с каким человеком вы работаете и надо ли с ним работать вообще.

♦  Вы стеснительный интроверт или новичок, а клиент хочет прогнуть вас под себя и заставить сделать то, чего вы не хотите делать? Если это общение по телефону — попросите его немного подождать. Скажите, что вам нужно подумать и нажмите «отбой». Подумайте или сделайте вид что подумали, а потом напишите ему в сообщении свой отрицательный ответ. С онлайн-общением все еще проще — там можно «думать» довольно долго, но не слишком. 

не торопись

♦  «В очередь, сукины дети, в очередь!» — кричал Шариков в «Собачьем сердце». Конечно, мы не будем уподобляться Шарикову. Помните, что очередь — это показатель Вашей профессиональной востребованности. Ведите отдельный журнал для записи, чтобы никого не забыть и не обидеть. Обида может стоить вам дорого в прямом смысле. 

♦  Не бойтесь потерять клиента. Выработайте философский взгляд на вещи. Не удержали — значит его роль в Вашей жизни закончена. Как удержать — это отдельный разговор. Если сотрудничество было успешным, возможно он еще вернется или порекомендует Вас другим.

♦  «Мы не рабы — рабы не мы!» Рабом можно чувствовать себя и вкалывая на бирже за доширак, и в кабинете «Роснефти». Дело не в ценнике, а в мироощущении. Если вам комфортно с дошираком — замечательно и не слушайте никого, кто говорит иначе. Но на всякий случай прочитайте следующий пункт.

♦  Постоянно совершенствуйтесь в профессиональном плане. Полученные знания используйте в работе. Обсуждайте их с клиентами. Так они будут видеть Ваш профессионализм и доверие к Вам повысится, а значит повысится и ценник.

♦  Создавайте теплые и доброжелательные отношения с постоянными клиентами. Доброе слово оно ведь и кошке приятно. Не стоит насильно лезть в личную жизнь, но такие мелочи, как поздравления с праздниками или с днем рождения — важные моменты в работе с людьми.

♦  Уважайте себя и уважайте заказчика. Не подозревайте его в несуществующих грехах, только потому, что вас до этого трижды кинули и пять раз обложили матом. Вы имеете на это право только если он уже сделал вам что-то подобное. Старайтесь соблюдать дедлайны, не исчезайте без важной причины – от этого зависит ваше самоуважение и репутация.

И последнее…самое главное!

Помните, что по другую сторону баррикад тоже находится человек. Со своими проблемами, заботами и страхами. Не считайте себя хуже его, а его хуже себя. Будьте людьми!

будь человеком

Надеюсь, статья была Вам полезной.

С уважением, Ирина!

Добавить комментарий